+7(499) 638-29-20
info@mistersaver.ru
Звонки: Пн-Пт с 10:00 до 19:00, On-line заказы круглосуточно
15.01.2014
Глава государства Владимир Путин жестко раскритиковал действия чиновников по реализации отдельных шагов реформы в сфере российского ЖКХ, пригрозив принятием «соответствующих мер» в случае несоблюдения условий реформирования и выявления контрольными органами серьезных недоработок в жилищной области. Как сообщил президент на внеочередном заседании Государственного совета, подвести итог продуктивности деятельности госслужащих по модернизации объектов ЖКХ можно будет уже к концу 2014 года.
Ненадлежащее исполнение поручений станет причиной принятия решений непопулярного характера – речь идет об административных мерах в отношении нерадивых чиновников. Впрочем, глава отметил: «как принято говорить по такому поводу, ничего личного», при этом добавив, что в середине 2014 планируется провести промежуточное заседание.
Путин был крайне возмущен малоэффективной работой аппарата в жилищной сфере. Как оказалось, более ¼ ресурсов федерального бюджета, направленных для реализации этапов жилищной программы, осталось не использованной. Отдельные слова были адресованы вновь назначенному главе Минстроя Михаилу Меню с предупреждением о том, что если в дальнейшем ситуация не стабилизируется и в установленный срок не ликвидируются выявленные недочеты, то появятся реальные претензии.
Согласно сведениям, полученным от Министерства регионального развития, уровень износа объектов жилищно-коммунальной сферы достиг рекордной отметки, превысив 62%. Для полного восстановления потребуются колоссальные инвестиции из бюджетов федерального и регионального уровней в объеме 9 триллионов рублей.
Столь негативная реакция Путина стала вполне понятной после заявления главы Счетной палаты Татьяны Голиковой, высказавшейся по поводу обнаружения значительных недостатков и нарушений в части выполнения жилищных программ в отдельно взятых регионах относительно расселения объектов жилищного фонда, находящихся в ветхом и аварийном состоянии, а также о поступлении в регионы сведений, необъективно отражающих реальное положение дел. «Стало очевидно, что представители региональной власти целенаправленно показывают более низкие показатели, базируясь на собственных бюджетных возможностях. Этот подход может привести к неутешительным результатам – исполнение заранее установленных сроков реализации жилищной программы, а это по предположению 1.09.2017 год, становится проблематичным», - считает Голикова.
Борьба за модернизацию и обновление объектов жилищно-коммунального хозяйства длится давно, усложняясь негативными последствиями от действий монополистов, ростом непрекращающейся коррупции и продолжающимся износом основных фондов – это лишь немногие проблемы в отрасли хозяйствования. Хочется напомнить, что обещания президента России по замене ветхого жилого фонда – это один из пунктов предвыборной программы Путина в 2012 году. Отсюда берут свое начало «майские указы» в рамках жилищной программы, исполнение которых в жесткой форме требует президент РФ.
Об этом говорит представитель аналитического агентства RWAY А. Крапин: «Среди базовых условий для существенного роста объемов возведения объектов недвижимости на первый план выходят:
Первое. Минимизация усилий для успешного, оперативного согласования возведения объектов жилфонда в отношении застройщиков. В этом направлении многое уже сделано, а многое еще предстоит сделать.
Второе. Проблема с источниками финансирования возведения объектов недвижимого имущества инженерного и социального назначения. Этот пункт, безусловно, считается наиболее проблематичным.
Третье. Обеспечение доступа к земельному фонду застройщиков вне зависимости от формы хозяйствования. В этой сфере активно проводится работа: так, на сегодняшний день в 93 субъектах РФ утверждены и вступили в действие правила застройки и землепользователя.
Несмотря на жесткий контроль главы за процессом и результатами реализации жилищной программы, исполнение отдельных поручений по объективным причинам становится порой проблематичным, и даже невозможным. Среди «пострадавших» – в основном регионы. Так, министр финансов Антон Силуанов высказался о наличии существенного дефицита региональных бюджетов страны: по итогам 2013 года цифра приблизилась к отметке 300-400 миллиардов рублей. Что касается 2014 года, то вероятнее всего он станет дефицитным (в размере 210-220). «Сегодня регионы нуждаются в федеральной поддержке, ведь недополучение средств от запланированных показателей составит почти триллион рублей. Отметим, что мы ожидали рост поступлений на 10-12%, но, к сожалению, результатом стало снижение на 15% в условиях роста расходов регионального бюджета», — отметил министр финансов. Сегодня на чиновников регионального уровня возложена ответственность по исполнению указов главы государства в отношении роста доходов бюджетников до среднего уровня по стране, в том числе в отраслях «здравоохранение» и «образование». Но прогнозные данные не столь оптимистичны: если в 2013 году наблюдался рост ФОТа на 12%, то в 2014 году ожидаемый показатель не превысит отметки в 5-7%, что в обязательном порядке скажется на расходах региона.
Нельзя не отметить, что сумма задолженности дотационных областей РФ в 2013 году превысила 1400 миллиардов рублей. Такая крупная сумма, согласно прогнозам Счетной палаты, минимизирует возможность расчета по обязательствам примерно для 60% регионов. В текущем году исполнительная власть Смоленской области подала обращение к фракции «Единая Россия» с просьбой об оказании помощи в части списания региональных долгов перед федеральным бюджетом. Вице-губернатор Игорь Скобелев заявил о невозможности погашения задолженности, поскольку она превысила 21 миллиард рублей, а это более половины суммы годового дохода области. В 2014 году для обслуживания долговых обязательств запланировано израсходоваться более 850 миллионов рублей. Просьба губернатора о списании была воспринята с иронией, однако, российским регионам – должникам не до смеха.
Специалисты международного рейтингового агентства Standard & Poor's после анализа сложившейся ситуации в дотационных регионах утверждают, что России стоит опасаться дефолтов в регионах. Можно ли эффективно в таких сложных экономических условиях выполнять указы Путина – найти ответ на такой вопрос крайне сложно. Что будет с дотационными регионами, как будет погашаться задолженность? Об этом рассуждает представитель лаборатории бюджетного федерализма Института Гайдара Владимир Назаров. «Отличительная особенность региональных бюджетов заключается в их разбалансированности, которая стала прямым следствием слишком прямого, а порой топорного исполнения требований распоряжений главы государства. Пожалуй единственными способами экономической стабилизации и решения имеющихся проблем становятся творческий подход чиновников, трактовка указов не в лоб, а с учетом сложившихся экономических условий, необходимость соотношения зарплаты социальных работников с повышением их трудовой эффективности, проведение мероприятий по оптимизации и даже изменение графика выплат заработной платы. Если оставить неизменным подход к исполнению указов, то менять придется разграничение полномочий как доходных, так и расходных».
Прошедший 2013 год можно охарактеризовать как сложный в мировом экономическом отношении: правительственный кризис в соединенных штатах, «стрижка» кипрских депозитов, начало последнего этапа монетарной политики ФРС. Наблюдался незначительный, но, тем не менее, рост российской экономики, да и проблем и задач всегда хватает, что не отличает РФ от прочих государств мира. Но будем надеяться, что именно 2014 станет годом стабилизации, и мы сумеем повернуть на нужную траекторию экономического и социального роста.