Минрегионразвития рекомендует правительству РФ внести изменения в Жилищный кодекс, которые запретят резкое повышение стоимости коммунальных услуг. Возможно, это успокоит население, однако создаст отличные условия для развития коррупции в жилищно-коммунальном хозяйстве и оттока собранных платежей в оффшоры.
В последнее время правительство РФ уже дважды экстренно вмешивалось в политику формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги, после того, как они повышались в среднем на 25-30 процентов. В нынешнем году стоимость услуг в разных регионах изменялась в различных приделах - от 10 до 300 процентов. Ни чиновники, ни эксперты не видят экономических предпосылок для этого. Стоимость производства газа,электроэнергии и воды увеличивается в соответствии с коэффициентом инфляции, а распределительные компании не имеют права повышать стоимость тарифов. Теперь такого права хотят лишить и управляющие компании. Жилищный кодекс будет ограничивать максимальный предел повышения коммунальных тарифов. Никита Масленников - советник Института современного развития считает, что подобными методами власти не смогут долго сдерживать рост цен. Он полагает, что на самом деле установление моратория на регулируемые тарифы продержится не больше 8-10 месяцев, после этого ситуация наоборот усугубится и придется ее как-то разруливать. Подобный мораторий приведет к новому повышению цен, который, ляжет дополнительным бременем на плечи граждан. Или же придется залезать в бюджетные закрома.
Многие эксперты полагают, что ограничения на повышение тарифов лишает предприятия жилищно-коммунальной сферы свободных средств, которые необходимы для модернизации предприятий, замены изношенных сетей и повышения качества услуг.
Тем не менее, другие утверждают, что распределительные сети не будут работать себе в убыток, потому, что замораживание тарифа они смогут легко компенсировать повышением нормативов. В результате потребители все равно будут переплачивать, как и прежде, однако уже за навязанные коммунальные услуги, например, отопление в разгар лета. Андрей Чибис - исполнительный директор некоммерческого партнерства «Развитие ЖКХ» полагает, что данную проблему можно решить, если коммунальщикам создать условия для получения дополнительных доходов за счет экономии воды и электроэнергии.
Чибис говорит о том, что при практически одинаковой стоимости жилищно-коммунальных услуг по сравнению с зарубежными странами потребление ресурсов в нашей стране в несколько раз выше. Основная задача — сокращение потребления, мотивация всех поставщиков ресурсов к их экономии за счет уменьшения потерь. Стимулом к экономии должна стать дополнительная прибыль, которую они получат от сокращения потребления ресурсов и, которая будет оставаться в их распоряжении. Конечно, это подтолкнет поставщиков ресурсов к тому, чтоб в домах стояли измерительные приборы, и соответствующие регуляторы, чтобы на дом не подавалось тепла больше, чем это необходимо.
Как правило, перерасход воды и электроэнергии является первым звеном в цепочке «теневых схем», которые предоставляют возможность распределяющим сетям собирать деньги с населения и переводить их в оффшорные зоны.
Аналогичные махинации всплывали во время последней кампании, направленной на сдерживание роста стоимости коммунальных услуг. Эксперты утверждают, что подобная ситуация повторится снова. Без основательной реформы ЖКХрегулирование тарифов сверху создаст привлекательную среду для коррупционных действий, полагает НикитаМасленников (Институт современного развития).
Он говорит, что уровень непрозрачности данной сферы с начала столетия существенно вырос, сумма, утрачиваемых там денег увеличилась многократно, в начале 2000-х годов частные инвестиции кое-как попадали в эту сферу хозяйства, а сейчас практически покинули данную сферу экономики. В целом эта область криминализирована и отличается повышенной коррупциогенностью.
Президент установил предельную высоту роста жилищно-коммунальных тарифов – 6 процентов, тем не менее, реально квартплата может быть существенно выше, утверждают специалисты. Прежде всего, расчет стоимости коммунальных услуг, несвязанных с электро- и газоснабжением, никоим образом не регулируется сверху. Кроме того, схема конечного расчета тарифа постоянно изменяется и слишком сложна даже для расчета специалистами региональных администраций. В нее зачастую дважды включаются одни и те же услуги, как общедомовых, так и индивидуальных расходов.