Российские депутаты взялись за изменение системы расчетов населения за жилищно-коммунальные услуги. Ни для кого не секрет, что в нашей стране сфера ЖКХ развивается намного медленнее, чем это необходимо для достижения достойного уровня сервиса. В итоге население зачастую получает некачественные услуги, за которые выставляются непрозрачные счета.
Российские депутаты взялись за изменение системы расчетов населения за жилищно-коммунальные услуги. Ни для кого не секрет, что в нашей стране сфера ЖКХ развивается намного медленнее, чем это необходимо для достижения достойного уровня сервиса. В итоге население зачастую получает некачественные услуги, за которые выставляются непрозрачные счета. При этом каждая снабжающая организация выставляет свой платежный документ, который может значительно отличаться от счетов других компаний. Все это приводит к тому, что плательщику становится трудно разобраться в кипе разнообразных платежек.
Фото:gazeta-bam.ru
В итоге потребители услуг, которые не могут разобраться в справедливости выставленных счетов, отказываются производить оплату. В общероссийских масштабах долги по оплате ЖКУ достигают колоссальных сумм. За первый квартал 2019 года общий долг российских потребителей превысил 564 млрд. рублей. Причем по информации Росстата задолженность перед снабжающими компаниями без учета жилищных услуг превысила 300 млрд. рублей. Оставшаяся сумма приходится на расчеты между управляющими компаниями перед предприятиями сбыта.
В чем суть предлагаемого единого документа?
Для усовершенствования взаиморасчетов в системе ЖКХ российские законодатели предложили объединить все счета в едином расчетном документе. Депутаты Госдумы Павел Качкаев и Сергей Пахомов разработали соответствующий документ. По их мнению с введением единого документа для оплаты потребители смогут увидеть четкие справедливые цифры, а также им будет проще контролировать свои расходы. При этом платежная дисциплина повысится, поскольку население будет больше доверять выставленным счетам и сможет точнее планировать своевременную оплату. Для правительства такие изменения позволят более эффективно контролировать изменения тарифов и пресекать махинации со стороны снабжающих компаний.
Опрошенные эксперты в сфере ЖКХ подтвердили правильность намерений законодателей, однако предостерегли от поспешного принятия непроработанного закона. По их мнению закон задает правильную тенденцию, но его содержание вызывает вопросы. В законе нужно более четко прописать нормы о едином документе и определить статус действующих на данный момент платежек. Если не внести конкретику, то с принятием данного закона расчеты могут стать еще более запутанными и неоднозначными.
Независимо от того, в какой форме будет принят закон, его главной идеей является объединение всех счетов за оказанные коммунальные услуги в одном платежном документе. Это значит, что в одной платежке будет предоставлена информация о суммах оплаты за водоснабжение, газоснабжение, электроэнергию, квартплату и другие услуги. Это должно быть очень удобно, ведь платежка будет приходить одновременно от всех предприятий в унифицированной форме.
Разработчики законопроекта считают практику, когда каждая снабжающая организация присылает потребителю свой счет, не идеальной и требующей совершенствования. Они предлагают создать специальные расчетные центры, которые будут консолидировать всю информацию от поставщиков ресурсов и выставлять единые платежки для потребителей услуг.
История рассмотрения законопроекта о единой платежке
Проект закона о единой форме оплаты был внесен на рассмотрение в Госдуму депутатами во главе с заместителем комитета по вопросам ЖКХ Сергеем Пахомовым 19 июня 2019 года. Разработан он был при участии профильного министерства строительства. Затем документ был передан на изучение в правительство. Его нормы тщательно были проработаны специалистами Кабмина, а основные положения были вынесены на общественное обсуждение. По словам наших источников, первой реакцией правительства было заверение в поддержке законопроекта.
В октябре 2019 года вице-премьер Мутко заверял прессу, что работа над рассмотрением близится к завершению. Многие политики уверяли, что кабмин собирается поддержать законопроект с условием доработки некоторых принципиальных моментов. Правительство даже подготовило положительный отзыв.
Но в начале ноября пресс-служба вице-премьера по ЖКХ сообщил, что нормы законопроекта правительство не поддержало. Кабмином был направлен негативный отзыв, что, по сути, заблокировало дальнейшее рассмотрение закона в той форме, в которой предложили его авторы. Это означает, что правительство не оценило доработку со стороны инициативной группы и сочло более целесообразным внесение нового переработанного закона.
Преимущества и недостатки новой системы оплаты
Фото: kurganinsk.bezformata.com
При внедрении основополагающих норм закона можно будет достичь таких положительных тенденций:
- меньшее количество нарушений и необоснованных начислений со стороны снабжающей компании;
- применение точной консолидированной информации о плательщике при расчете стоимости всех коммунальных услуг (данные о площади квартиры, числе проживающих, наличии льгот);
- более понятная для потребителя форма квитанций с полным набором данных;
- увеличение прозрачности и обоснованности формирования тарифов со стороны снабжающих компаний;
- снижение мошеннических действий поставщиков коммунальных услуг;
- улучшение контроля тарифов и правильности начислений со стороны государства;
- повышение платежной дисциплины и улучшение собираемости платежей;
- удобство при оплате квитанции в одном месте по одному документу;
- уменьшение ошибок в начислениях;
- возможность решения вопросов по поводу обоснованности начислений в одном центре обслуживания.
Негативные моменты в проекте, которые смогли отыскать эксперты в сфере ЖКХ следующие:
- неопределенность с действующими платежными документами, которая может привести к двойному выставлению квитанций;
- возможность включения в расчетный документ необязательных платежей;
- опасность роста тарифов в связи с затратами на услуги расчетных центров;
- риск монополизации сферы расчетов за ЖКУ.
Заключение правительства и дальнейшая судьба закона
Правительство, несмотря на оптимистичную риторику, не поддержало законопроект авторства Сергея Пахомова. В отрицательном заключении был сделан акцент на неопределенности понятия единого документа. Не было разработано его четкой формы, а также не прописаны его принципиальные отличия и преимущества в сравнении с уже существующими платежками. Порядок создания и организация работы расчетных центров также не были достаточно прописаны в тексте. К тому же оплата работы этих центров могла бы спровоцировать рост тарифов. Комитет Госдумы рекомендовал депутатам еще раз основательно переработать законопроект в соответствие с замечаниями.
Сразу же после получения рекомендаций от правительства и Думы депутаты разработали новую версию закона, которая появилась к середине ноября. Он снова был направлен на изучение в Кабмин и региональные профильные структуры. Основная суть закона, по словам депутатов, осталась без существенных изменений. Но нормы о едином платежном документе и расчетном центре, которые стали камнем преткновения, в новой версии исчезли. Термин единый платежный документ вводил в заблуждение и создавал неверное впечатление о создании унифицированной формы счетов на уровне регионов.
Вопрос увеличения тарифов при создании новых расчетных органов тоже был проработан. Авторы считают, что статья на выставление квитанций в общей платежке будет ниже, чем сейчас. Ведь в каждой снабжающей организации есть свой абонентский отдел. Он и занимается расчетом сумм задолженностей потребителей, а также формированием документов об оплате. Затраты на работу такого отдела увеличивают тариф. А если этим будет заниматься отдельная организация, то будет снята нагрузка с поставщиков.
Важным моментом является то, что обязательное объединение снабжающих предприятий не предусматриваются. Они смогут сами решать о необходимости выставления единых платежек.