Введение штрафов за завышение стоимости услуг ЖКХ
Состояние жилищно-коммунального сектора в нашей стране оставляет желать лучшего. Проведенные в последние годы соцопросы показывают, что качество предоставления услуг ЖКХ достаточно сильно волнует население. Среди проблем люди называют чрезмерный износ инженерных сетей, плохое обслуживание коммунального хозяйства, а также систематический непрозрачный рост тарифов при отсутствии улучшения уровня предоставления услуг. Причем проблемы в этом секторе чувствуют как жильцы старого жилищного фонда, так и обладатели жилплощади в современных новостройках.
Правительство прекрасно понимает сложность и комплексность данной проблемы, которую решить в одночасье просто нереально. Поэтому первым шагом Министерство строительство предлагает сделать введение сурового контроля над ценообразованием тарифов и системы штрафования за необоснованные цифры в платежках граждан. Таким образом, чиновники хотят заставить ресурсоснабжающие организации работать открыто и честно. Механизм штрафования должен уравнять стоимость оплаты с качеством и объемами предоставления услуг. Причем вести такой контроль смогут сами граждане.
Существуют ли штрафные санкции в нынешнем законодательстве?
Мало кто знает, но в существующем законодательстве уже предусмотрено наказание за завышение стоимости предоставленных коммунальных услуг. Положения об этом порядке можно найти в Статье 157 Жилищного кодекса РФ. Раздел 6 Статьи 157 оговаривает возможность наложения штрафных санкций на компании, предоставляющие коммунальные услуги. Санкции могут быть наложены по причине искусственного завышения тарифа или неверного порядка начисления итоговой стоимости. В разделе 7 Статьи 157 содержится также норма о том, что такие штрафы обязаны быть выплачены не позднее, чем через 2 месяца после их наложения.
Последние изменения в разделы 6 и 7 были внесены в 2017 году. Именно тогда Госдумой были одобрены поправки, которые вводят систему штрафных санкций для недобросовестных ресурсоснабжающих организаций. Хотя данные нормы действуют уже более двух лет, известных случаев наложения значительных штрафов на коммунальщиков нам найти не удалось. Проблема состоит в том, что очень сложно юридически доказать необоснованность действующего тарифа или выставленного счета к оплате.
Система тарифообразования в нашей стране очень запутанная. Поэтому организация, которая тариф рассчитывает и обосновывает, легко сможет опровергнуть доводы потребителя и привести в защиту собственные аргументы. Неоднозначность и размытость норм жилищного законодательства очень сильно сужает возможности абонента по востребованию штрафов даже в случае его правоты. Реально установить факт завышения начислений можно лишь в случае очевидных нарушений со стороны коммунального предприятия. Это может быть неправильное указание количества проживающих или жилой площади помещений.
Механизм начисления и востребования штрафов
Сегодня штрафы за нарушения порядка начисления платы за ЖКХ рассчитываются следующим образом. Если был установлен факт завышения суммы счета, то ресурсоснабжающая компания обязана возместить собственнику жилого помещения лишь половину неправильно начисленной суммы. И даже эта сумма не будет получена реальными деньгами. Сумма штрафа будет компенсирована при перерасчете суммы платежа на следующий месяц.
Рассмотрим ситуацию на конкретном примере. Если определено, что в платежке было неправомерно выставлено 500 рублей, то в следующем месяце с начисленной суммы должно быть снято 250 рублей. Для установления факта завышения начисления и взыскания штрафа нужно сначала обратиться в организацию, предоставляющую коммунальные услуги. Обратитесь в абонентский отдел. Добросовестная компания должна признать собственную вину и вернуть потребителю деньги. Если организация не хочет признавать ошибку, тогда следует обращаться в Госжилинспекцию. Именно данная инспекция обязана следить за правильностью расчетов в коммунальной сфере.
Какие изменения готовятся в Жилищном кодексе
В последнее время в СМИ распространилась информация о том, что правительство готовит к внедрению систему реальных штрафов для ресурсоснабжающих организаций. Для этого Министерству строительства было поручено разработать соответствующие изменения в 157 Статью Жилищного кодекса. Разработка и внесение на рассмотрение в Кабмин данного законопроекта должны быть закончены весной этого года. А уже в начале осени законопроект должен быть направлен на рассмотрение в нижнюю палату Госдумы.
На данный момент конкретно не известно, что власти собираются предусмотреть в данной поправке. Но из того, что нам удалось узнать, можно сделать выводы, что в новом законопроекте будут содержаться следующие положения:
введение работающего порядка начисления реальных штрафов для ресурсоснабжающих организаций в случае завышения стоимости жилищно-коммунальных услуг;
упрощение порядка установления факта обоснованности тарифа и суммы начислений;
возможность возврата полной суммы переплаты;
введение ответственности исполнителя коммунальной услуги перед владельцами частных жилых домов.
Будет ли положительный эффект от внедрения штрафной системы?
Мнения среди профильных экспертов по поводу необходимости и своевременности принятия рассматриваемого законопроекта существенно разделились. Алексей Калачев, аналитик инвест холдинга «Финам», говорит о том, что жесткое регулирование тарифов в системе рыночной экономики не всегда дает положительный эффект. Необходимо решать более важные проблемы в отрасли ЖКХ: износ сетей, прозрачность деятельности операторов. С другой стороны, он считает, что законодательная инициатива может снять социальную напряженность и притормозить неконтролируемый рост тарифов.
Галина Хованская, глава комитета Госдумы по жилищной политике, считает, что штрафные санкции надо усиливать. Увеличение давления на исполнителей услуг защитит потребителей и позволит снизить величину завышенных тарифов.